МОК и Саудовская Аравия расторгли 12-летнее соглашение о проведении Олимпийских игр по киберспорту

Международный олимпийский комитет (МОК) вместе с Олимпийским и Паралимпийским комитомт Саудовской Аравии (SOPC) официально расторгли партнёрство по организации Олимпийских игр по киберспорту. Решение также означает прекращение сотрудничества с Esports World Cup Foundation (EWCF), с которым МОК работал над запуском первых Олимпийских игр по киберспорту, запланированных на 2027 год.

МОК и Саудовская Аравия расторгли 12-летнее соглашение о проведении Олимпийских игр по киберспорту
EWCF и МОК

Согласно заявлению МОК, стороны в течение последних 12 месяцев обсуждали дальнейшее развитие инициативы. Комитет отметил, что расторжение 12-летнего соглашения с саудовским партнёром позволит «лучше соотнести Олимпийские игры по киберспорту с долгосрочными целями Олимпийского движения».

При этом МОК и Фонд Esports World Cup договорились продолжить развивать собственные проекты в сфере киберспорта «по отдельным направлениям». Без участия SOPC и EWCF МОК намерен выработать «новый подход» к Олимпийским играм по киберспорту и создать обновлённую модель партнёрства с заинтересованными сторонами.

После анонса проекта в октябре 2023 года МОК активно обсуждал детали будущего мероприятия. В июне организация провела форум с издателями и разработчиками игр, чтобы сформировать концепцию Олимпийских игр по киберспорту. Несмотря на расторжение соглашения, комитет подчеркнул, что намерен провести первые соревнования «как можно скорее».

«МОК со своей стороны разработает новый подход к Олимпийским играм по киберспорту, учитывая результаты процесса “Pause and Reflect”, и будет стремиться к новой модели партнёрства», - говорится в официальном заявлении организации.

Тем временем саудовский Фонд Esports World Cup уже реализует собственную инициативу - Esports Nations Cup, дебют которого состоится в 2026 году в Эр-Рияде. Турнир будет проходить раз в два года и станет частью масштабной программы Vision 2030.

Как создавалось партнёрство МОК и Esports World Cup

Накануне Олимпийских игр 2024 года в Париже и на фоне проведения Esports World Cup МОК подтвердил заключение 12-летнего соглашения с Саудовской Аравией. Планировалось, что Олимпийские игры по киберспорту будут проводиться раз в два года, начиная с 2025-го.

«ИСТОРИЧЕСКОЕ ГОЛОСОВАНИЕ! 142-я сессия МОК проголосовала за создание Олимпийских игр по киберспорту.
Запомните эту дату 🥳», - сообщили в IOC MEDIA (@iocmedia).

Однако в феврале 2025 года МОК объявил о переносе дебютного события: вместо 2025 года первые Олимпийские игры по киберспорту должны были пройти в 2027 году в Эр-Рияде.

В основу концепции будущих соревнований легло правило, согласно которому все дисциплины должны соответствовать олимпийским ценностям. Это исключало участие таких популярных игр, как Counter-Strike, Valorant, Apex Legends, Fortnite или Call of Duty. МОК изначально ориентировался на спортивные симуляторы и дисциплины, близкие к традиционным видам спорта.

В 2023 году в Сингапуре состоялась Olympic Esports Series, которая стала пробной площадкой для формата. В соревнования вошли только симуляционные дисциплины:

  • Стрельба из лука - Tic Tac Bow
  • Бейсбол - WBSC eBASEBALL: Power Pros
  • Шахматы - Chess.com
  • Велоспорт - Zwift
  • Танцы - Just Dance
  • Автоспорт - Gran Turismo
  • Парусный спорт - Virtual Regatta
  • Стрельба - Fortnite (специальный режим, не базовый шутер)
  • Тхэквондо - Virtual Taekwondo
  • Теннис - Tennis Clash

Все дисциплины контролировались федерациями соответствующих физических видов спорта без участия киберспортивных организаций.

Именно это отсутствие индустриальных партнёров стало одной из причин, по которым МОК решил обратиться к сотрудничеству с Саудовской Аравией. Фонд Esports World Cup тесно интегрирован в национальную стратегию Vision 2030 и имеет опыт в проведении крупнейших киберспортивных мероприятий, включая летний фестиваль Esports World Cup в Эр-Рияде.

Тем не менее расторжение партнёрства означает, что будущее Олимпийских игр по киберспорту вновь остаётся неопределённым. МОК подтвердил намерение продолжить развитие проекта, однако теперь организация должна выработать новую стратегию и обновлённый формат взаимодействия с игровой индустрией.

Материалы по теме